mz ([info]steba) wrote,

Новая книга Райта

Новая книга Райта

Кратко и по существу о христианстве


Как всегда, креативно названная редакцией (ставшая книгой с подзаголовком типа "10 полезных советов"), новая и важная книга Райта. Звучит название так: Настоящее христианство. Простые истины, которые изменят вашу жизнь
Из предисловия:
Я старался не делать различий между многообразными христианскими традициями, но скорее говорить о том, что их все объединяет. Это не "англиканская", или "католическая", или "православная" книга, но, как я надеюсь, просто христианская. Я также пытался говорить как можно прямее и яснее, чтобы читатель, впервые столкнувшийся с этими темами, не затерялся в джунглях технического жаргона. Быть христианином в современном мире, разумеется, совершенно не просто. Но бывают моменты, когда необходимо попытаться сказать о сути христианства самыми простыми словами, и я считаю, что сейчас настал именно такой момент.

Оригинальное название Simply Christian не без аллюзии на Льюиса (как и книга про надежду), у которого есть Mere Christianity. Задача та же самая: рассказать всем о "просто христианстве", как бы забыв о традициях: о самом главном. Для внешних и для внутренних.

Райт идет интересным путем. Часть первая. Начинает с "отзвуков голоса" - актуальных для всех, а не для верующих только людей, с таких четырех вещей как: справедливость, духовная жизнь, взаимоотношения, красота (важно, что он всегда думает и о последней категории, которая для многих христиан кажется категорией "не по делу"). Это четыре главы. Еще цитата:
Мысль о том, что Бог приходит одновременно и чтобы спасти, и чтобы довести дело творения до конца и все в нем исправить, постоянно звучит в книге величайшего пророка древнего Израиля Исайи. В одиннадцатой главе он представляет нам картину мира, который был исправлен: тут волк лежит рядом с ягненком, а земля наполнена славой Божьей, как вода покрывает море. Эта яркая картина особенно удивительна потому, что в шестой главе той же книги пророк видит ангелов, которые возвещают, что вся земля исполнена славы Божьей. Тут нам, естественно, хочется спросить автора: земля уже сейчас наполнена славой Божьей или же это совершится в будущем? А если же мы думаем о красоте, мы можем спросить: нынешняя красота уже достигла полноты и совершенства - или же она лишь указывает на что-то в будущем? А может быть, мы зададим самый мучительный вопрос, прижав автора к стенке: если земля полна Божьей славы, то почему же тут столько боли и мук, столько плача и отчаяния?


Часть два. Поскольку Иисус для Райта не "нравственный пример", и не новый путь для попадания в рай, и не свежие истины о Боге, он история, которая однажды случилась (а Райт историк), он переходит, поговорив о том, что слово "бог" может значить самые разные вещи, к истории: Израиля - Иисуса - и далее. Хорошие общие наброски всего, масштабная картина. И как эта история отвечает на четыре темы из первой части.
Вот в чем Райта я бы предпочел Льюису - его аргументы всегда сильнее укоренены в Библии, в Новом Завете, в представлениях первых христиан, а не просто в разумных аргументах.
Или вот примерно программная для книги формулировка:
Что же в таком случае главное в христианстве?
Это вера в то, что живой Бог, исполняя свои обетования в кульминационный момент истории Израиля, совершил все нужное: нашел потерянных, спас их и дал им новую жизнь - во Иисусе. Он это совершил. Бог начал свою спасательную операцию через Иисуса. Во вселенной распахнулась тяжелая дверь, которая уже никогда не будет закрыта. Это дверь тюрьмы, где нас содержали. Нам предложили свободу: свободу ощутить это избавление, выйти из темницы и исследовать новый мир, который теперь стал для нас доступен. А в частности, нас всех приглашают - точнее, призывают - открыть, следуя за Иисусом, что этот новый мир и в самом деле место, где есть справедливость, здравая духовность, хорошие взаимоотношения и красота и что мы должны не просто наслаждаться новым миром, но трудиться над тем, чтобы он рождался и на земле, как на небе.

Часть третья. Эта история что-то значит сейчас. И отвечает на стремления к четырем вещам. И говорит, что нам с ними делать - если осмелиться принять ее всерьез.
Там есть привычные для таких книжек вещи: поклонение, молитва, Евхаристия, Церковь - но свежий (это слабо сказано) взгляд. И снова о четырех вещах из первой части.
Когда приближается рассвет, тьма обретает иной смысл. "Грех" - это не просто нарушение закона. Это упущенные возможности. Услышав отзвуки голоса, мы должны встретиться с Говорящим. Если мы к нему прислушаемся, этот голос - слова благой вести, слова о том, что зло уже осуждено, что мир исправлен, что небо навеки соединилось с землей и что началось новое творение - должен преобразить нас самих. И мы призваны стать людьми, которые говорят, живут, рисуют, поют, передавая эти же самые слова, чтобы другие люди, слышавшие отзвуки голоса, могли делать что-то прекрасное вместе с нами. Вот какая дорога распахнута перед нами - и как дар, и как возможность. Христианская святость не заключается в отречении от хороших вещей (хотя многие понимают ее именно так). Но это рост и возможность найти нечто лучшее.

Так это в целом. С массой интересных мелочей между.
Уже должна быть в магазиназх: http://read.ru/id/462596/
http://moscowbooks.ru/book.asp?id=493094
(Это не книга о зле, о которой я упоминал и которая выйдет весной, наверное.)

  • Post a new comment

    Error

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 38 comments

[info]davlatov

January 22 2010, 08:06:39 UTC 2 years ago

А из Маркуса Борга есть еще что-то в плане?

[info]steba

January 22 2010, 08:25:09 UTC 2 years ago

мне сие неизвестно...

[info]trilbyhat

January 22 2010, 08:08:23 UTC 2 years ago

За этакие заголовки надо сжигать на костре.
Что ж ты не наехал-то на них, брате?

[info]steba

January 22 2010, 08:20:55 UTC 2 years ago

к счастью, под обложкой текст не переписывают
- а впрочем, тебе ли спрашивать - про "переписывать" авторов?

[info]trilbyhat

January 22 2010, 08:25:27 UTC 2 years ago

Я переписываю ради мировой гармонии.
А тут непонятен замысел заголовка: сделать книжку хитом свечных лавок? Лидером продаж?

[info]steba

2 years ago

[info]trilbyhat

2 years ago

[info]steba

2 years ago

[info]trilbyhat

2 years ago

[info]sadovnica

2 years ago

[info]steba

2 years ago

[info]trilbyhat

2 years ago

[info]steba

2 years ago

[info]shwarz

1 year ago

[info]trilbyhat

2 years ago

[info]trilbyhat

2 years ago

[info]andreios_ab

January 22 2010, 10:01:47 UTC 2 years ago

Одна из "простых истин"

Заинтересовало у Райта:

Среди прочего (если думать о той части мира, где я сейчас живу) недавно пробудился интерес ко всему кельтскому. Даже самого слова «кельтский» достаточно, если его использовать в сочетании с музыкой, молитвами, зданиями, ювелирными изделиями, футболками и тому подобным, чтобы привлечь внимание — а за ним часто следуют и деньги — человека из нынешней западной культуры.

Кажется, кельтская культура говорит об удивительном ином мире, где Бог (кем бы он ни был) ощущается непосредственнее, где люди живут в большей гармонии с природой и где внутренняя музыка куда богаче, нежели в нашем плоском мире техники, телесериалов и продажного футбола. Мир древних кельтов — Нортумбрия, Уэльс, Корнуолл, Бретань, Ирландия и Шотландия — находится, как кажется людям, крайне далеко от современного христианства.

Однако подлинный центр кельтского христианства — монашеская жизнь с суровой аскезой и пламенным проповедничеством — вряд ли привлекает к себе внимание современных людей. Святой Кутберт, один из величайших ирландских святых, обычно молился, стоя по пояс в море на северо-восточном берегу Англии. Как можно думать, вода там была такой же обжигающе холодной, как и сегодня. Однако сегодняшний горячий интерес к кельтам не распространяется на подобные дела умерщвления плоти.

[info]overtakenbyjoy

January 22 2010, 11:18:26 UTC 2 years ago

Эх, Миш, подсадили Вы на Райта... придётся покупать :-)

[info]steba

January 22 2010, 11:32:48 UTC 2 years ago

да, но это стоит денег (эта еще удешевлена за счет мягкой обложки).
Как хотя бы пример правильного порядка мышления обо "всей картине": от конкретной истории.

[info]overtakenbyjoy

January 22 2010, 11:43:52 UTC 2 years ago

Понимаю... понимаю...

Вот думаю, почему некоторые авторы сразу вызывают доверие (Райт вызывает), и их читаешь, а другие кажутся сомнительными, и их откладываешь (хотя и те, и те сообщают нечто новое)...

[info]steba

2 years ago

[info]notenufflove

January 22 2010, 12:05:45 UTC 2 years ago

заказал. жду.

[info]muruzov

January 29 2010, 17:38:54 UTC 2 years ago

спасибо за хорошую новость! буду заказывать или искать локально.

кстати, насчёт сравнения Райта и Льюиса. Льюис очень хорош для неверующих, но честных с собой людей. В "Просто христианстве" существование Бога, доказано на таком высоком уровне неопровержимости, что его можно сравнить с таблицей умножения.

Именно Льюис помог мне в своё время вернуться к Богу - "Просто христианство" ответило на все мои вопросы, разрешило все сомнения. Паззл сошёлся - и я родился свыше.

Поэтому для обычного человека, ещё неверующего, или для "младенца во Христе" Льюис проще и легче. Райт более полезен уже укрепившимся христиан - это уже такая вполне "твёрдая" пища.

[info]steba

January 29 2010, 18:39:21 UTC 2 years ago

на самый убедительный аргумент Льюиса (если я правильно помню): "И этот Человек называл Себя Сыном Божьим - значит, Он или безумец, или...".
- современный скептик скажет: "А с чего вы взяли, что Он так Себя называл? Это Ему приписали христиане, а Он такого вовсе не говорил". И тут без историка никак не обойтись.

[info]muruzov

January 30 2010, 17:06:49 UTC 2 years ago

ну там ещё много аргументов, которые не столько касаются личности Христа, сколько именно доказательства существования Бога.

Deleted comment

[info]steba

January 30 2010, 22:39:40 UTC 2 years ago

не читал (и не переводил)
могу представить, конечно
(осилил два перевода еи - не слишком интересное произведение)

[info]overtakenbyjoy

February 15 2010, 13:14:28 UTC 2 years ago

Читая, увидел фразу: "Слабый и нерешительный римский наместник становится объектом манипуляции со стороны священников". Странно... это Пилат-то нерешительный и слабый?

[info]overtakenbyjoy

February 15 2010, 13:14:48 UTC 2 years ago

стр. 155

[info]steba

February 15 2010, 13:53:41 UTC 2 years ago

думаю, так примерно было в оригинале - его нет у меня
Ну а кто мог "всем угождать"? А жестокость не признак силы, а просто - так полагается типа: чиновник делает то-то.

[info]overtakenbyjoy

February 15 2010, 13:57:38 UTC 2 years ago

Но слабость и нерешительность на таком посту, в таком "тихом омуте", как Иудея = профнепригодность. А он, кажется, пробыл в должности не так уж мало.

Прямо перед НХ читал "Кем был Иисус из Назарета" Ястребова, и поразился различию оценок Пилата.

[info]overtakenbyjoy

February 15 2010, 14:12:11 UTC 2 years ago

Я, собственно, не в Евангельском повествовании сомневаюсь, а лишь в выражении Райта. "Слабость и нерешительность" - упрощение какое-то. Идеологично слишком звучит.

А ещё - параграф, в котором автор утверждает, что все альтернативные гипотезы, объясняющие пустую гробницу, явления Воскресшего ученикам и возникновение христианства, крайне слабы и не выдерживают никакой критики. Не выдерживает критики, скорее, сам параграф :-) Возможно, Райт просто не счёл нужным здесь вдаваться в этот вопрос подробнее, написав об этом где-то ещё (ой-ой, присланный Вами RoSG ещё лежит нечитанный...), но эту-то книжку он пишет во многом "для внешних". А "внешний", который слышал разные объяснения, на это только хмыкнет. Райт пишет о Симоне Бар-Кохбе, которого сначала считали Мессией, но он погиб, и никто и не подумал сказать, что он воскрес. Но [info]pinchas в своей книжке приводит другой случай, с неким средневековым еврейским "мессией", который вдруг принял ислам (забыл имя, но могу посмотреть). Про него ученики потом стали говорить, что так, мол, и должно было быть (хотя сначала были сбиты с толку совершенно), и что он воскрес.

[info]steba

2 years ago

[info]nick_belarus

March 20 2010, 07:16:24 UTC 2 years ago

Спасибо за Райта!

Огромная благодарность за Райта, подробно с книгами познакомился здесь, приятно удивлен, что все книги Райта, изданные в "Эксмо" доступны и в Минске - приобрел все и понес дальше, в массы :) Семья наша зачитывается им. Жаль, что ББИ задерживается с "Воскресением Сына Божия", а о его грандиозной эпопее "Павел". увы, и мечтать не приходится...
Не подскажете, планирует ли Эксмо еще что-нибудь из библеистики?

[info]steba

March 20 2010, 11:11:00 UTC 2 years ago

Re: Спасибо за Райта!

Здорово.
Я знаю, что выйдет в апреле (?) Райт о зле. Больше пока ничего не знаю.

[info]nick_belarus

March 20 2010, 13:52:57 UTC 2 years ago

Re: Спасибо за Райта!

Это просто здорово!
Спасибо Вам!

[info]nick_belarus

March 29 2010, 10:57:48 UTC 2 years ago

Простите, что опять пытаюсь... Народ просит узнать, не входит ли в Ваши планы перевод Н. Т. Райта "Новый Завет и Народ Божий"?

[info]steba

March 29 2010, 11:02:23 UTC 2 years ago

Нет, не входит. Такую книгу Эксмо явно не станет издавать, могло бы ББИ - но оно и готовый перевод "Воскресения..." держит...
Create an Account
Forgot your login or password?
Facebook Twitter More login options
English • Español • Deutsch • Русский…